Практическая часть

Уважаемые родители! Вы можете самостоятельно провести анкетирование и выявить способности своего ребенка. Далее представлен демонстрационный вариант единой тестовой работы для 4 классов по ФГОС. Тест выполняется ребенком самостоятельно, без единой вашей подсказки. В результате вы сможете понять:

— умеет ли ваш ребенок работать самостоятельно,

-понимает ли он инструкцию,

-способен ли удерживать ее продолжительное время,

— на сколько он усвоил учебный материал. 

  1. АНКЕТА СПОСОБНОСТЕЙ ВАШЕГО РЕБЕНКА

С помощью этой анкеты, включающей исследование различных специальных способностей, вы можете выяснить, какими из них обладает ваш ребенок. Ниже перечислены восемь областей, в которых ребенок может проявить свои таланты, и даны их характеристики.

Дайте оценку каждому из качеств в баллах (по пятибалльной системе):

5 баллов – такое качество сильно выражено у вашего ребенка;

4 балла – выражено выше среднего;

3 балла – выражено средне;

2 балла – слабо выражено;

1 балл – совсем не выражено.

Суммируйте баллы по всем качествам внутри каждой из восьми областей. Общее количество набранных баллов внутри одной области разделите на количество вопросов в этой области.

Попробуйте составить графическое изображение способностей вашего ребенка. Для этого на горизонтальной оси обозначьте восемь областей способностей, на вертикальной отметьте полученный для каждой из них средний балл. Вы получите ломаную линию – профиль способностей вашего ребенка.

Эта анкета – своего рода опорная схема для наблюдений за вашим ребенком. Предлагаемые характеристики способностей могут помочь вам при анализе поведения ребенка, его умственного и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех проявлений поведения ребенка. Если вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его способностей.

 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

  • На занятиях все легко и быстро схватывает.
  • Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.
  • Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
  • Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  • Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду.
  • Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
  • Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  • Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не догадываются.
  • У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
  • Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или два.
  • Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
  • Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.
  • Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал ему уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
  • Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
  • Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

  • В своих рисунках и картинах изображает большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).
  • Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
  • Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).
  • Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
  • Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
  • Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  • Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось на своем собственном рисунке или в созданной игрушке, скульптуре.
  • Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях.

 МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ

  • Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
  • Хорошо поет.
  • В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  • Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  • Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
  • В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
  • Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
  • Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

 СПОСОБНОСТИ К ЗАНЯТИЮ НАУЧНОЙ РАБОТОЙ

  • Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
  • Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
  • Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.
  • Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
  • Интересуется актерской игрой.
  • Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  • После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.
  • Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями или родителями или если его эксперимент не получился.
  • Пытается выяснить причины и смысл событий.
  • Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструированием, построением, собиранием.
  • Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ДАРОВАНИЕ

  • Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  • Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
  • Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
  • Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
  • Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  • Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  • Любит писать рассказы и стихи.
  • Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.

 АРТИСТИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ

  • Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
  • Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию.
  • Передает чувства через мимику, жесты, движения.
  • Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  • С большой легкостью драматизирует. Передает чувства и эмоциональные переживания.
  • Пластичен и открыт всему новому, не «зацикливается» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.

 ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

  • Хорошо выполняет задания по ручному труду.
  • Интересуется механизмами и машинами.
  • В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей, поездов, радиоприемников.
  • Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  • Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы «на поиск».
  • Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
  • Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

 СПОСОБНОСТИ К СПОРТУ

  • Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
  • Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
  • Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
  • Бегает быстрее всех в классе.
  • Лучше других физически координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
  • Любит ходить в походы. Играть на открытых спортивных площадках.
  • Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, теннис, футбол).

 

  1. Демонстрационный вариант единой контрольной работы в 4 классе

Выполнение Единой контрольной работы учащимися рассчитано на 2 – 3 академических часа (90 – 120 мин)

При выполнении тестовых заданий из предложенных ответов выберите правильный и поставьте знак «+» в клеточке, находящейся справа.

Советуем для экономии времени пропускать задание, которое не удается выполнить сразу, и переходить к следующему. К выполнению пропущенных заданий можно вернуться, если у вас останется время.

Желаем успеха!

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

   Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками.

    Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.

Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.

Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.

Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!

  1. Тест по литературному чтению и развитию речи
  1. Белый медведь летом

а) меняет цвет шерсти; б) не меняет цвет шерсти

  1. Подошвы лап у белого медведя покрыты

  а) густой шерстью; б) утолщенной кожей

  1. Пальцы лап у белого медведя на половину своей длины

а) соединены плавательными перепонками; б) срастаются между собой

  1. Белый медведь может плыть со скоростью

  а) 2 километра в час; б) 5 километров в час

  1. Меню белого медведя более разнообразно

  а) зимой; б) весной; в) летом

  1. Средний вес медведицы

а) 310 кг; б) 420 кг

  1. Матерый и хорошо упитанный медведь может весить

а) 420 кг; б) тонну

  1. В тексте 5 абзацев. В каком абзаце рассказывается о том, чем питается белый медведь?

а) в 1-ом; б) во 2-ом; в) в 3-ем; г) в 4-ом; д) в 5-ом

  1. В каком абзаце говорится о внешнем виде белого медведя?

а) в первом; б) в последнем

  1. В каком абзаце белый медведь сравнивается с другими крупными животными?

а) в первом; б) в последнем

  1. Какой абзац повествует о способе охоты на тюленей:

а) 1-ый; б) 2-ой; в) 3-ий; г) 4-ый; д) 5-ый

  1. Какой абзац рассказывает о том, какие медведи пловцы?

а)1-ый; б) 2-ой; в) 3-ий; г) 4-ый; д) 5-ый

  1. Какая часть текста (какой абзац) может быть названа: «Ловкий и хитрый охотник»?

а) 1-ая; б) 2-ая; в) 3-ья; г) 4-ая; д) 5-ая

  1. Данный текст:

  а) художественный; б) научно-популярный

  1. Тест по математике
  1. Сколько времени потребуется белому медведю, чтобы доплыть с берега до льдины?

а) 3 ч; б) 10 ч; в) 20 ч; г) 75 ч

При решении задачи можешь использовать рисунок: серый четырехугольник – земля, белый четырехугольник – льдина; медведь плывет по прямой, изображенной пунктиром

  1. Сможет ли белый медведь выпрыгнуть на льдину из воды, если ее высота 180 см?

 а) да, так как 1 м 8 см < 2 м; б) да, так как 1 м 8 дм < 2 м;

 в) нет, так как 1 м 8 см > 2 м; г) нет, так как 1 м 8 дм > 2 м

  1. Какую часть часа может пробыть белый медведь под водой, не выныривая из неё?

 а) тридцатую часть часа; б) десятую часть часа;

 в) третью часть часа; г) вторую часть часа

  1. Сколько тюлений может съесть семья из трех медведей за 2 года?

 а) 300 тюленей; б) 150 тюленей; в) 100 тюленей; г) 50 тюленей

  1. Кто тяжелее: медведица или медведь-самец? На сколько килограмм?

 а) медведица тяжелее медведя-самца на 110 кг

 б) медведица легче медведя-самца на 110 кг

 в) медведь-самец тяжелее медведицы на 730 кг

 г) медведь-самец легче медведицы на 730 кг

III. Тест по окружающему миру

  1. В какой природной зоне обитают белые медведи?

а) в арктической пустыне; б) в Северном Ледовитом океане;

в) на острове Врангеля; г) в тундре

  1. В какой природной зоне расположен город Воркута

а) в тундре; б) в лесной зоне; в) в ледяной зоне; г) в степи

  1. Какие группы животных упоминаются в статье?

а) белый медведь, тюлень, заяц-беляк, песец, лемминг, птицы, рыбы;

  б) звери, заяц-беляк, птицы, рыбы;

в) млекопитающие, птицы, рыбы;

г) звери, птицы, рыбы

  1. К какой группе животных можно отнести белого медведя по способу питания?

а) хищник; б) всеядный;

в) растительноядный; г) насекомоядный

  1. Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян (при необходимости воспользуйся словарем учебника)

а) мхи, водоросли, лишайники; б) мхи, водоросли;

  в) мхи, водоросли, грибы; г) мхи, водоросли, грибы, лишайники

  1. Тест по русскому языку
  1. В тексте про белых медведей больше всего предложений:

а) повествовательных; б) вопросительных

  1. Восклицательное предложение находится:

а) в начале текста; б) в конце текста

  1. Вопросительное предложение находится

а) в начале текста; б) в конце текста

  1. Выпиши из второй части текста (из второго абзаца) первое предложение. Разбери его по членам предложения. Что ты можешь сказать о сказуемых? Они являются

а) родственными словами; б) однородными членами предложения

  1. Что можно сказать о глаголах, которыми выражены сказуемые? Эти глаголы:

а) I спряжения; б) II спряжения

  1. Эти глаголы стоят в форме:

а) настоящего времени; б) будущего времени; в) прошедшего времени

  1. Эти глаголы стоят в форме:

а) единственного числа; б) множественного числа

  1. Эти глаголы стоят в форме:

а) 1-го лица; б) 2-го лица; в) 3-го лица; г) нельзя определить лицо

  1. Эти глаголы стоят в форме:

а) ж.р.; б) м.р.; в) ср.р.; г) нельзя определить род

  1. Найди во второй части текста (во втором абзаце) все слова, которые являются родственными существительному, являющемуся подлежащим в первом предложении. Запиши их столбиком, поставив в начальную форму. У тебя получилось:

а) два слова; б) три слова

  1. Разбери записанные слова по составу. Покажи, как от основы одного из них были образованы два других.
  1. Используя те суффиксы, которые участвовали в словообразовании, образуй два новых слова от основы слова «волк». Запиши получившиеся слова.
  1. Найди во второй части текста (во втором абзаце) другую форму слова, которое является подлежащим в первом предложении. Выпиши такое словосочетание с формой этого слова, из которого можно определить его падеж. Этот падеж:

а) Р.п.; б) В.п.