Программа начального технического моделирования «ЧудоРучки»

ЧудоРучки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Серпухов»

 

 

Согласовано

Руководитель ШМО Назарук М.Н.___________

Протокол №1 от 31.08.2018

 

Согласовано

Зам.директора по УВР

Русова Н.А.

31.08.2018

_______________________

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Лицей «Серпухов»

____________Горшков В.В.

Приказ 533 от 31.08.2018

 

Дополнительная общеразвивающая программа

технической и общеинтеллектуальной  направленности

«Начальное техническое моделирование

«ЧудоРучки»»

(разноуровневая)

 Срок реализации: 4 года.

Составила:  Лебедева Н.Д.

г.о. Серпухов

2018-2022 учебный год.

                         

                         Пояснительная записка

 

   Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными,
  • вырабатывать свои новые оригинальные решения,
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

    Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности моделирование занимают одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в нем находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. Проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

   Данная общеразвивающая программа позволяет охватить разные направления моделирования: конструирование, программирование, бумажное моделирование (аппликация, квиллинг, оригами, модульное оригами), моделирование физических процессов и явлений. Данная программа вводит учащихся в проектную деятельность, позволяет сформировать у обучающихся способности, направленные на их личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие.

Актуальность:

Мировые технические достижения все чаще проникают в различные сферы деятельности человека. И как следствие, вызывают неподдельный интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить. Поэтому стал актуален вопрос привлечения учащихся начальных классов к процессу моделирования и конструирования через участие в различных программах дополнительного образования технической направленности. Изучение программы актуально так как развитие технического творчества рассматривается как одно из условий ускорения социально-экономического развития страны.

Техническое моделирование и конструирование в начальной школе имеет важное значение в образовании учащихся. Занятия технической направленности способствуют формированию творческой личности. А это одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Моделирование и конструирование помогают осознать ребёнку значимость своего труда, воспитывают ответственность, повышают самооценку, способствует развитию изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Оно способствует расширению кругозора детей об окружающем мире, прививает любовь к труду, способствует развитию мелкой моторики. В процессе начального технического моделирования и конструирования дети создают различные по сложности конструкции, развивая тем самым свои технические способности.

Направленность:

Образовательная программа имеет научно-техническую, а также творческо-практическую направленность и призвана решать проблему логического, алгоритмического и творческого мышления, а также способствовать формированию у обучающихся потребности в получении дополнительных знаний в области технического конструирования.

Цели программы:

  • Создание условий развития личности, способной к техническому творчеству.
  • Развитие творческой активности детей, через побуждение к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации.
  • Саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность, проектную деятельность.
  • Создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у школьников первоначальных конструкторских умений на основе конструирования и способностей к техническому творчеству.

Задачи программы:

Достижение цели программы обеспечивается решением следующих задач.

обучающие:

  • формировать знания о правилах безопасной работы;
  • формировать сведения о материалах и инструментах для моделирования;

формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

  • формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий.
  • обучить конструированию из плоских и объемных деталей;
  • сформировать понятия: «контур», «трафарет», «шаблон», «стандарт», о геометрических фигурах: «куб», «цилиндр», «конус», «параллелепипед»;
  • расширять сведения об инструментах и материалах технического творчества, о машинах, двигателях, орудиях, о технических сооружениях;
  • расширять политехнический кругозор учащихся начальных классов;
  • формировать образное техническое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости;
  • работать по техническим описаниям, шаблонам;
  • отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
  • учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;
  • научить распознавать и использовать основные виды отделки, применяемые при окончательном изготовлении изделия;
  • осваивать навыки организации и планирования работы

развивающие:

  • расширить знания о видах техники;
  • развивать интерес к технике;
  • развивать наблюдательность, самостоятельность в работе;
  • развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
  • формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
  • развивать аналитическое мышление и самоанализ;
  • развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
  • развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;
  • предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;
  • развивать навык нахождения применения выполненного изделия в игровой деятельности;
  • предоставить дополнительную возможность каждому ребёнку проявить способности организатора, лидера, руководителя

воспитывающие:

  • заложить основы культуры труда;
  • развивать терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
  • воспитывать культуру труда, трудолюбие, самостоятельность.
  • воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности, целеустремленности.
  • формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе
  • формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками,
  • привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;
  • прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы;
  • создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;

Программа рассчитана на младшую возрастную категорию обучающихся (7-11 лет). Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на четыре года обучения.

Общая характеристика программы

В информационный блок включены направления «Введение» и «Материал — бумага». На этих занятиях необходимо четко и доступно объяснить детям правила техники безопасности и са­нитарно-гигиенические требования, предо­ставить детям информационные сведения об истории и происхождении бумаги, ее свойствах, назначении и применении. Также к этому блоку относятся рассказы об истории происхождения некоторых моделей для творчества, например, («История возникновения техники оригами», «Как летают самолёты», «Традиции празднования Нового года» и др.).

Тех­нологический блок состоит из направлений, раскрывающих технологию работы с бума­гой, приемы обработки и способы созда­ния изделий из бумаги в технике: «Аппли­кация», «Оригами», «Бумагопластика», «Конструирование» (из геометрических фигур) и др.  К этому блоку относится изучение технологии использования в поделках проволоки, пластика, коробков и т.д., а также средств и способов соединения различных деталей между собой.

Организационно-воспита­тельный блок представлен в программе двумя направлениями «Праздники и подготовка к ним», «Игры и соревнования». Занятия данных направлений проводятся соответ­ственно тематике праздников и включены в тематический план согласно календарному времени. Он предусматривают занятия, свя­занные с подготовкой и проведением праз­дников, посещением выставок, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях. Это дает возможность детям расширить свой кругозор, учиться анализировать увиден­ные работы, оформление и организацию праздника или выступления.

Проверочно-ре­зультативный блок. Для проверки резуль­тативности реализации программы и пра­вильного планирования тематики занятий в завершении каждой темы предусмотрены итоговые задания, которые проводятся в виде викторин, соревнований, выставок, коллек­тивных проектов и помогают педагогу про­анализировать результаты деятельности. В проверочно-результативный блок входят также занятия по решению кроссвордов, викторин, загадок по тематике технического творчества.

В каждом блоке особое место занимает коллективная творческая деятельность — эф­фективное средство решения многих вос­питательных и дидактических задач. Кол­лективные работы позволяют создать ситу­ацию успеха у любого ребенка. Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети удовлетво­рены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают возмож­ность ребенку воспринимать готовую рабо­ту целостно и получить конечный резуль­тат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Коллективные творческие работы решают проблему фор­мирования нравственных качеств личности. На их основе детям дается возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия. Активная совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений co сверстниками, умению договариваться о coдержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки. В конце каждого года обучения учащиеся индивидуально, в парах, в группах представляют свои исследовательские работы, защищают проекты.

Отличительные особенности программы

Одна из особенностей программы — её творческий характер. Обучающиеся в процессе работы не только учатся работать со схемами, чертежами, плакатами, но и сами создают новые модели, тем самым способствуя, развитию творческого мышления. Что в дальнейшем способствует появлению талантливых конструкторов, инженеров. Работа в студии «ЧудоРучки» тесно связана с жизнью школы.

Адресат программы — обучающиеся в возрасте 7-10 лет (1-4 класс)

Объем и срок освоения программы.  Программа по форме организации является кружковой.  Рассчитана на 4 года обучения. По объему программа составляет 280 часов (70 часов в год).

Режим занятий — 2 академических часа в неделю.

Форма обучения – очная.

Формы организации образовательного процесса:

  • групповая;
  • в парах;
  • индивидуальная.

Во время занятий необходима атмосфера доверительности. Занятия строятся на основе живого непосредственного общения друг с другом и обучающим пространством.

Формы учебных занятий:

  • беседа,
  • общение,
  • индивидуальное общение,
  • лекция,
  • демонстрация-объяснение,
  • практическое занятие,
  • съемки программ,
  • сюжетное построение.

Официальные документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

  • Закон РФ «Об образовании в РФ» №273-РФ от 29.12.2012 г.;
  • постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред. От 07.12.2006 № 752);
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (Письмо Министерства образования МО Исх-3597/21в от 24.03.2016).

 

1 КЛАСС

Стартовый уровень

 

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

— положительное отношение к учёбе в школе, к направлению «Начальное моделирование»;

— представление о причинах успеха в деятельности моделирования;

— общее представление о моральных нормах поведения;

— осознание сути новой социальной роли — ученика: проявлять положительное отношение к техническому творчеству, отвечать на вопросы учителя, активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила работы по предмету, ответственно относиться к занятиям по моделированию (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к используемым материалам;

— элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми на занятиях; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

— элементарные навыки самооценки результатов своей технической деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в данной работе в значительной мере зависит от самого ученика.

Учащийся получит возможность для формирования:

—  положительного отношения к занятиям по техническому моделированию;

— первоначального представления о знании и незнании;

—  понимания значения технического творчества в жизни человека;

— первоначальной ориентации на оценку результатов собственной технической деятельности;

— первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

— понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;

— бережного отношения к демонстрационным изделиям, моделям и др.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащийся научится:

— принимать поставленную задачу, соответствующую этапу выполнения изделия;

— понимать выделенные учителем ориентиры действия в материале по техническому моделированию;

— адекватно воспринимать предложения учителя;

— проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности при выполнении технической модели;

— осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;

— составлять план действий для решения несложных задач, поставленных при выполнении технических моделей;

выполнять под руководством учителя действия в практической и мыслительной форме;

—  уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;

 — работать аккуратно, бережно, опираясь на правила техники безопасности.

—           стараться эстетично оформить творческую работу;

—           уметь продуктивно сотрудничать в процессе творчества с другими учащимися и педагогом.

осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя технологическую терминологию.

Учащийся получит возможность научиться:

принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;

— в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

— выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

— осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

— выделять из тематики занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

-фиксировать по ходу занятия и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

-анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащийся научится:

— ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации при работе с технической литературой, энциклопедией, интернет ресурсами;

— использовать рисуночные и простые символические варианты при работе над чертежом;

— читать простое схематическое изображение;

—  четко работать с ножницами, линейкой, циркулем, канцелярским ножом, отвертками, монтажной пеной и другими подручными материалами;

— самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами, бумагопластики, конструировании автомобилей, кораблей, самолетов, детских игрушек

— понимать информацию, представленную в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию

— овладеть действиями моделирования

—  проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);

— выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки

 — соблюдать технику безопасности;

— читать простейшие чертежи;

— изготавливать простейшие чертежи моделей методом копирования;

— находить линии сгиба;

— владеть элементарными графическими навыками;

— изготавливать простейшие технические модели;

— основные термины в технике, в моделировании;

— виды энергий, их использование в технике, виды двигателей;

— влияние технического прогресса на экологию;

— изготавливать изделие в технике оригами по образцу с пояснениями педагога;

— под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

— под руководством учителя проводить аналогию;

—  понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные);

— работать над проектом;

— проводить исследования;

Учащийся получит возможность научиться:

— организовать рабочее место.

— составлять небольшие сообщения в устной форме (2–3 предложения) по изготавливаемому изделию, модели;

— правилам безопасного пользования инструментами;

— читать виды чертежей; линии на чертежах;

— различать виды соединений на модели;

— способам изготовления моделей;

— различать маркировку в авиации, их обозначения;

— элементарным понятиям о цветовой гамме и технической эстетике;

— строить алгоритм выполнения изделия, подбирать используемый материал

— выделять существенные признаки объектов;

— под руководством учителя давать характеристики изучаемым техническим терминам;

— проводить аналогии между изучаемым техническим материалом и собственным опытом;

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащийся научится:

— принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы;

— воспринимать различные точки зрения;

— понимать необходимость вежливого общения с другими людьми;

— контролировать свои действия в классе;

— слушать партнёра; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

— признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

— употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

Учащийся получит возможность научиться:

— использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

— наблюдать за действиями других участников технической деятельности;

— формулировать свою точку зрения;

— включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

— интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

— совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;

2 КЛАСС

Базовый уровень

 

 

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

— элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей технологической деятельности;

— основы мотивации технологической деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний и умений по техническому моделированию;

— интерес к освоению новых знаний по моделированию и способов действий при выполнении изделий;

— положительное отношение к техническому моделированию;

— стремление к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;

— элементарные умения общения (знание правил общения и их применение);

— понимание необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;

— правила безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами;

—  понимание необходимости бережного отношения к демонстрационным моделям, чертёжным инструментам и др.

Учащийся получит возможность для формирования:

— потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов деятельности по моделированию;

—  интереса к творческим, исследовательским заданиям на занятиях по техническому моделированию;

— умения вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения проблемных вопросов, выполнения групповой работы;

— уважительного отношение к мнению собеседника;

— восприятия особой эстетики моделей, схем, таблиц, геометрических фигур, диаграмм и рассуждений;

— умения отстаивать собственную точку зрения, проводить простейшие доказательные рассуждения;

— понимания причин своего успеха или неуспеха на занятиях по моделированию;

    Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащийся научится:

-понимать, принимать и сохранять поставленную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности в процессе выполнения изделия;

-составлять под руководством учителя план выполнения изделия, модели, проговаривая последовательность выполнения действий;

— соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

— сравнивать различные варианты решения поставленной задачи; под руководством учителя осуществлять поиск разных способов выполнения работы;

— выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

— в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения проблемной задачи, выбирать наиболее рациональный.

Учащийся получит возможность научиться:

определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

— предлагать возможные способы решения выполнения работы, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;

— выполнять под руководством учителя пошаговые действия в практической и мыслительной форме при выполнении моделей;

— осознавать конечный результат, продукт своей технической деятельности;

— самостоятельно или в сотрудничестве с учителем вычленять проблему: что узнать и чему научиться на занятии;

— подводить итог занятия, делать выводы и фиксировать удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек),

 — позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

— контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищам в случаях затруднений;

—  оценивать совместно с учителем свою работу (изделие, модель), вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащийся научится:

— выполнять игрушку из плотной бумаги с подвижными соединениями;

— осуществлять поиск нужной информации, используя материал из дополнительной литературы и сведения, полученные от учителя, взрослых;

— выполнять коллаж на основе сгибания бумаги по оси симметрии;

— делить окружность по 3,4,6,8,12 частей и читать основные размеры;

— способам перевода чертежей выкроек на бумагу, картон по клеткам;

— алгоритму изготовления объёмных игрушек из бумаги или картона по выкройкам, с изменением размеров;

-понимать и читать чертёж;

-видеть различные варианты моделирования;

— проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

— выделять в изделиях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки;

— выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового изделия, при ознакомлении с новым технологическим приёмом и т. д.;

— проводить аналогию и на её основе строить выводы;

— выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность на занятиях по техническому моделированию;

— работать над проектом;

— проводить исследования;

Учащийся получит возможность научиться:

— ориентироваться в различных видах моделей: определять способы и пути, с помощью которых будет выполнена модель; определять круг своего незнания;

— определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;

— находить необходимую информацию в справочной или научно-популярной литературе;

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащийся научится:

— использовать простые речевые средства для выражения своего мнения;

— строить речевое высказывание в устной форме, использовать техническую терминологию;

— участвовать в диалоге; слушать и понимать других;

— участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;

— взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективе на занятиях технического моделирования;

— принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.

Учащийся получит возможность научиться:

— вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения поставленной задачи, выполнения групповой работы;

— корректно формулировать свою точку зрения;

— строить понятные для собеседника высказывания и аргументировать свою позицию;

— излагать свои мысли в устной и письменной речи с учётом различных речевых ситуаций;

—  контролировать свои действия в коллективной работе;

— наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной практической деятельности;

—  конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

3 КЛАСС

Продвинутый уровень

 

 

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

— навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей деятельности;

— понимание практической значимости технического моделирования для собственной жизни;

— принятие и усвоение правил и норм школьной жизни, ответственного отношения к занятиям по техническому моделированию;

— умение адекватно воспринимать требования учителя;

— навыки общения в процессе познания, занятия моделированием;

— понимание красоты оформления схем чертежей, умение видеть и составлять красивые геометрические конфигурации из плоских и пространственных фигур;

— элементарные навыки этики поведения;

— правила общения, навыки сотрудничества в практической деятельности;

— навыки безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами.

Учащийся получит возможность для формирования:

— осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей практической деятельности;

—  умения анализировать результаты практической деятельности;

— интереса и желания выполнять простейшую исследовательскую работу на занятиях по моделированию;

— принятия этических норм;

— принятия ценностей другого человека;

— навыков сотрудничества в группе в ходе совместного решения практической задачи;

— умения выслушивать разные мнения и принимать решение;

— умения распределять работу между членами группы, совместно оценивать результат работы;

— чувства ответственности за порученную часть работы в ходе коллективного выполнения практической работы по техническому моделированию;

— ориентации на творческую практическую деятельность на занятиях по техническому моделированию.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащийся научится:

-понимать, принимать и сохранять поставленную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности в процессе выполнения изделия;

-составлять под руководством учителя план выполнения изделия, модели, проговаривая последовательность выполнения действий;

— соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

— сравнивать различные варианты решения поставленной задачи; под руководством учителя осуществлять поиск разных способов выполнения работы;

— выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

— в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения проблемной задачи, выбирать наиболее рациональный.

Учащийся получит возможность научиться:

— самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий на занятиях по моделированию;

— корректировать выполнение задания в соответствии с составленным планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе практической деятельности;

— самостоятельно выполнять практические действия;

— осознавать результат практических действий, описывать результаты действий, используя технологическую терминологию;

— адекватно проводить самооценку результатов своей практической деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;

— самостоятельно вычленять проблему, выдвигать гипотезы и оценивать их на правдоподобность;

— подводить итог занятия: чему научились, что нового узнали, что было интересно, какие виды работ вызвали сложности и т. д.;

— позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

— оценивать результат выполнения своего задания

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащийся научится:

— самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе в справочной литературе и дополнительных источниках, в том числе под руководством учителя, используя возможности Интернета;

— использовать различные приемы выполнения чертежа изделия;

— составлять план изготовления познавательных технических игр;

— проводить сравнение чертежа изделий с готовым изделием;

— осуществлять анализ модели (по нескольким существенным признакам);

— проводить классификацию изучаемых изделий по указанному или самостоятельно выявленному основанию;

—  графической грамоте (условные обозначения линий чертежа, диаметра, радиуса и др.).

— изготовлению моделей технических изделий (по техническому рисунку) с попыткой самостоятельного планирования представляющих действий.

— изготовлению моделей из деревянных деталей. Способам и приёма  соединения деталей.

— рациональной последовательности операций по сборке моделей из готовых деталей.

— приёмам сборки и склеивания моделей с щелевидными соединениями, в замок;

— самостоятельно или под руководством учителя анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы,

— под руководством учителя отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем справочников, энциклопедий, научно-популярных книг;

— работать над проектом;

— проводить исследования;

Учащийся получит возможность научиться:

— ориентироваться в чертеже, развертке; определять умения, которые будут сформированы на основе выполнения данной работы; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изготовлению модели;

— совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для работы над этим изделием;

— представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащийся научится:

— активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач в практической деятельности;

—  участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

— оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих и жизненных речевых ситуаций;

— читать вслух и про себя инструкцию, план работы при выполнении изделия, понимать прочитанное;

— сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;

— участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

— выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи, осознавая роль и место результата этой деятельности в общем плане действий.

Учащийся получит возможность научиться:

— участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения работы (развертки чертежа готового изделия) и выработке совместного решения;

— формулировать и обосновывать свою точку зрения;

— критично относиться к собственному мнению, стремиться рассматривать ситуацию с разных позиций и понимать точку зрения другого человека;

— понимать необходимость координации совместных действий при выполнении технологических работ; стремиться к пониманию позиции другого человека;

— согласовывать свои действия с мнением собеседника или партнёра в решении практической проблемы;

— приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;

—  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 

 

4 КЛАСС

Продвинутый уровень

 

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

—  навыки самоконтроля и самооценки результатов практической деятельности на основе выделенных критериев её успешности;

—  знание и исполнение правил и норм школьной жизни, ответственного отношения к занятиям технического моделирования;

—  умения организовывать своё рабочее место во время занятий;

—  умения адекватно воспринимать требования учителя;

— интерес к познанию, к новому материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области технического моделирования;

— понимание практической ценности технологических знаний;

—  навыки общения в процессе познания, занятиях по техническому моделированию;

— понимание ценности чёткой, лаконичной, последовательной речи, потребность в аккуратном оформлении записей, выполнении чертежей, рисунков и схем на занятиях по моделированию;

— навыки этики поведения;

— навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Учащийся получит возможность для формирования:

— адекватной оценки результатов своей практической деятельности на основе заданных критериев её успешности;

— понимания значения технологического образования для собственного общекультурного и интеллектуального развития и успешной карьеры в будущем;

— самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, свой выбор в познавательной и практической деятельности;

— эстетических потребностей на занятиях по техническому моделированию;

— уважения к мысли собеседника, принятия ценностей других людей;

— этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

— готовности к сотрудничеству и совместной практической работе в группе, коллективе на занятиях по техническому моделированию;

—  желания понимать друг друга, понимать позицию другого;

—  умения отстаивать собственную точку зрения;

— самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, свой выбор в познавательной деятельности.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащийся научится:

— принимать и сохранять цели и задачи практической деятельности, искать и находить средства её достижения;

— определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

— планировать, контролировать и оценивать практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями или на основе образцов изделий (макеты, модели);

— находить несколько вариантов решения практической задачи;

— различать способы и результат действия.

Учащийся получит возможность научиться:

— самостоятельно формулировать задачу: определять её цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, оценивать результаты своей работы;

— ставить новые задачи под руководством учителя;

— самостоятельно выполнять практические действия;

— корректировать изготовление изделия в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе работы;

— корректировать свою практическую деятельность в зависимости от полученных результатов самоконтроля;

— давать адекватную оценку своим результатам;

— оценивать результат практических действий, описывать результаты действий, используя технологическую терминологию;

— адекватно оценивать результаты своей практической деятельности;

— позитивно относиться к своим успехам и перспективам в моделировании;

— определять под руководством учителя критерии оценивания работ, давать самооценку.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащийся научится:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий творческого характера с использованием литературы, в том числе используя возможности Интернета;

использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

— соблюдать технику безопасности;

— пользоваться чертежными инструментами;

— изготавливать простые развертки;

— выполнять сложные модели;

— находить рациональный способ использования материала;

— находить способы соединений в моделях;

— работать с технической литературой;

— изготавливать изделия в технике оригами по схеме;

— самостоятельно находить техническое решение;

— анализировать модель своего товарища;

— самостоятельно выбирать дизайн модели;

— проявлять усидчивость и волю в достижении конечного результата;

— конструктивно работать в коллективе;

— работать над проектом;

— проводить исследования;

Учащийся получит возможность научиться:

— планировать свою работу перед тем, как начать работать над изделием;

— сопоставлять и отбирать информацию, необходимую для работы над изделием, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

— самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию в виде схем, моделей, сообщений;

– передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащийся научится:

активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач на занятиях по техническому моделированию;

участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих жизненных речевых ситуаций;

—  читать вслух и про себя текст инструкций, научно-популярных книг, понимать прочитанное;

сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;

— отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

— критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

—  участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

-конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Ученик получит возможность научиться:

— предвидеть результаты и последствия коллективных решений;

— активно участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместных действий при организации коллективной работы;

— чётко формулировать и обосновывать свою точку зрения;

— учитывать мнение собеседника или партнёра в решении проблемы;

-приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека;

— предвидеть результаты и последствия коллективных решений;

-чётко выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи согласно общему плану действий, прогнозировать и оценивать результаты своего труда.

Диагностика результативности и качества освоения программы.

Педагогический мониторинг

Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематичес­кое отслеживание результатов деятельнос­ти ребенка

Параметры Критерии
Образова­тельные результаты

 

Освоение детьми содержа­ния образования.

1. Разнообразие умений и навыков.

2. Глубина и широта знаний по предмету.

Детские практические и творческие достижения.

3. Позиция активности ре­бенка в обучении и устойчи­вого интереса к деятельно­сти.

4. Разнообразие творческих достижений (выставки, кон­курсы их масштаб).

5. Развитие общих познава­тельных способностей (моторика, воображение, память, речь, внимание).

Эффектив­ность вос­пита­тельных воздейст­вий 1. Культура поведения ре­бенка.

2. Стремление к аккуратности в выполнении задания, и порядку на рабочем месте.

3. Наличие стремления доводить начатое дело до конца

Социально-педаго­гические результаты 1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.

2. Выполнение требований техники безопасности.

3. Характер отношений в коллективе.

4. Отношение к преподавателю.

Показатели критериев определяются уровнем: высокий; средний; низкий.

Мониторинг образовательных результатов

  1. Разнообразие умений и навыков

Высокий: имеет четкие техни­ческие умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, ли­нейка, карандаш, ластик).

Средний: имеет отдельные тех­нические умения и навыки, умеет правиль­но использовать инструменты.

Низкий: имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использо­вать инструменты.

  1. Глубина и широта знаний по предмету.

Высокий: имеет широкий кру­гозор знаний по содержанию курса, владе­ет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.

Средний: имеет неполные зна­ния по содержанию курса, оперирует спе­циальными терминами, не использует до­полнительную литературу.

Низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные оп­ределения.

  1. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

Высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к само­стоятельной творческой активности, самостоятельно занимается дома, помогает другим, активно участвует в соревнованиях.

Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на оп­ределенные темы или на определенных эта­пах работы.

Низкий: присутствует на заня­тиях, не активен, выполняет задания толь­ко по четким инструкциям, указаниям пе­дагога.

4.Разнообразие творческих достижений

Высокий: регулярно принима­ет участие в выставках, конкурсах, в масш­табе района, города.

Средний: участвует в выстав­ках внутри кружка, учреждения.

Низкий: редко участвует в кон­курсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.

5.Развитие познавательных способно­стей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики.

Высокий: точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хоро­шее развитие мелкой моторики рук; воспи­танник обладает содержательной, вырази­тельной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творчес­ким воображением; у ребенка устойчивое внимание.

Средний: ребенок восприни­мает четко формы и величины, но недо­статочно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элемен­тами творчества, воспитанник знает от­веты на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентриро­вать внимание.

Низкий: не всегда может соот­нести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктив­ное.

Мониторинг эффективности воспитательных воздействий

1.Культура поведения ребенка

 Высокий: имеет моральные суждения о нравственных поступках, со­блюдает нормы поведения, имеет нрав­ственные качества личности (доброта, вза­имовыручка, уважение, дисциплина) Средний: имеет моральные суждения о нравственных поступках, обла­дает поведенческими нормами, но не все­гда их соблюдает.

Низкий: моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюда­ет нормы поведения.

  1. Характер отношений в коллективе

Высокий: высокая коммуника­тивная культура, принимает активное заин­тересованное участие в делах коллектива.

Средний: имеет коммуника­тивные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.

Низкий: низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общать­ся в коллективе.

Мониторинг социально-педагогических результатов

  1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.

Высокий уровень: без напоминания преподавателя перед началом занятий и после использования клея или красок моет руки, аккуратно с осторожностью пользуется клеем, красками и фломастерами.

Средний: выполняет санитарно-гигиенические требования не постоянно или после напоминания преподавателя.

Низкий: отказывается полностью или очень редко соглашается выполнять санитарно-гигиенические требования.

  1. Выполнение требований техники безопасности.

Высокий уровень: выполняет все правила техники безопасности при работе с ножницами, шилом, другими инструментами.

Средний: выполняет правила техники безопасности после напоминания преподавателя.

Низкий: выполняет правила техники безопасности только под строгим контролем преподавателя.

  1. Характер отношений в коллективе.

Высокий уровень: постоянно доброжелательное отношение к  другим учащимся, стремление помочь или подсказать, поделиться материалом или инструментами, желание выполнять коллективные работы или руководить их выполнением.

Средний: нет склонности к конфликтам, но нет стремления к активному сотрудничеству с товарищами.

Низкий: стремится к обособлению, отказывается сотрудничать с другими учащимися при выполнении заданий

  1. Отношение к преподавателю.

Высокий уровень: внимательно слушает преподавателя, старательно выполняет все требования, может обратиться за необходимой помощью в различных вопросах.

Средний: выполняет требования преподавателя, но держится независимо.

Низкий: игнорирует требования преподавателя, отвечает на вопросы и выполняет задания только по принуждению.

Материально-методическое обеспечение.

  • Учебники и учебные пособия.
  • Методическая литература.
  • Интернет-ресурсы.

Учебно-наглядные пособия:

  • Инструкции по технике безопасности.
  • Таблицы, схемы, плакаты.
  • Электронные учебно-наглядные пособия, в т.ч. компьютерные презентации, видеоролики.

 

Помещения и оборудование:

  • кабинет;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер с выходом в интернет;
  • монитор;
  • материал для работы.

                               Тематическое планирование

                                                    1класс (66 ч)

 

№п/п                                     Тема, час.
                Направление  «Введение», 3ч
1 История развития технического моделирования
2 Начальное техническое моделирование: задачи и возможности
3 Начальное техническое моделирование: задачи и возможности
        Направление  «Инструменты и материалы, техника безопасности»,1ч.
4 Правила техники безопасности.
                    Направление  «Материал — бумага», 6ч.
5 Как родилась бумага (экскурс в историю). Сколько у бумаги родственников.
6 Волшебные свойства бумаги (наблюдение за физическими и механическими свойствами бумаги)
7-8 Учимся чертить линии, работать с копировальной бумагой.
9-10 Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету.
             Направление «Конструирование» (из геомет­рических фигур), 11ч.
11 Конструирование из геометрических фигур.
12-13 Изготовление аппликаций моделей техники из плоских геометрических фигур
14 Моделирование на плоскости
15-16 Изготовление дергунчиков: лягушонок, филин, клоун.
17-18 Работа по трафарету, способы скрепления деталей.
19 Конкурс творческих работ (внутри коллектива)
20 Природа и творчество. Природные материалы.
21 Семена и фантазии.
                                 Направление «Аппликация» , 15ч
22 Аппликация из природного материала
23 Рукотворный и природный мир города
24 Орнамент из листьев. Что такое орнамент?
25-26 Работа в технике мозаики
27 Материалы для лепки. Что может пластилин?
28 Аппликация на пластилиновой основе
29  Многоцветная аппликация (простая, сюжетная, декоративная).
30 В мастерской кондитера. Как работает мастер?
31 Мир тканей. Для чего нужны ткани?
32-33 Аппликация из ткани
34-35 Объемная аппликация
36 Игра «Подумай и наклей» (логическая аппликация).
                            Направление «Оригами», «Творческие работы», 16ч.
37 Базовые формы.
38 Оригами. Как сгибать и складывать бумагу?
39 Оригами простое  из цветной бумаги.
40-41 Обитатели пруда. Какие секреты у оригами?
42-43 Оригами с элементами аппликации.
44 Оригами «Лягушка». Соревнование на дальность прыжка.
45-46 Изготовление изделий модели транспорта (пароход, катамаран, ракета, лодка).
47 Работа по шаблонам.
48 Можно ли сгибать картон? Как?
49-50 Обработка мягкого картона. Техника работы с ножницами, циркулем. Способы сгибов. Художественное оформление простых изделий.
51 Как плоское превратить в объёмное?
52 Как согнуть картон по кривой линии?
   Направление «Техническое моделирование и конструирование», 9ч.
53 Техническое конструирование и моделирование
54 Что интересного в работе архитектора?
55-57 Наши проекты. Макет города.
58 Какой секрет у подвижных игрушек?
59  Художественное конструирование из природного материала
60 Какие бывают нитки. Как они используются?
61  Плетение
                        Направление «Проект. Исследование», «Выставки», 5ч.
62-66 Творческие самостоятельные работы, проекты, исследования.

 

2 класс (70)

№п\п Тема
                                  Направление  «Введение», 1ч.
1 Вводное занятие.
          Направление  «Инструменты и материалы, техника безопасности»,1ч.
2 Организация рабочего места. ТБ при использовании колющих и режущих инструментов
                           Направление  «Материал — бумага», 26 ч.
3-4 Изготовление игрушек из плотной бумаги с подвижными соединениями: лев.
5-6  Изготовление игрушек из плотной бумаги с подвижными соединениями: жираф.
7-8 Изготовление коллажа: «Кораблики в море» (на основе сгибания бумаги по оси симметрии)
9-10 Изготовление коллажа: «Елочки в лесу» (на основе сгибания бумаги по оси симметрии)
11 Совершенствование умения делить окружность по 3,4,6,8,12 частей и читать основные размеры. Изготовление бумажной модели парашюта.
12-13 Совершенствование умения делить окружность по 3,4,6,8,12 частей и читать основные размеры. Изготовление бумажной модели парашюта.
14 Способы перевода чертежей выкроек на бумагу, картон по клеткам.
15-16 Упражнения в переводе чертежей и развёрток при помощи копированной бумаги и кальки на плотную бумагу и картон с увеличением или уменьшением размеров
17 Изготовление объёмных игрушек из бумаги или картона по выкройкам
18-19 Изготовление объёмных игрушек из бумаги или картона по выкройкам
20 Изготовление объёмных игрушек из бумаги или картона по выкройкам, с изменением размеров.
21-22 Изготовление объёмных игрушек из бумаги или картона по выкройкам, с изменением размеров.
23-24 Силуэтные модели: модель первого четырёхместного автомобиля
25-26 Силуэтные модели: модель первого четырёхместного автомобиля
27-28 Силуэтные модели: модель первого четырёхместного автомобиля
                   Направление «Конструирование» ,«Творческие работы»,  41ч.
29-31 Изделия из спичечных коробков: мебель
32-34 Изделия из спичечных коробков: животные
35-37 Изделия из спичечных коробков: книжечки-ширмы
38-40 Изготовление модели шлагбаума с использованием спичечных коробков и катушек ниток
41-43 Изготовление модели шлагбаума с использованием спичечных коробков и катушек ниток
44-46 Изготовление из спичечных коробков упрощённой модели грузового автомобиля
47-48 Изготовление из спичечных коробков упрощённой модели грузового автомобиля
49-50 Изготовление из спичечных коробков упрощённой модели грузового автомобиля
51-52 Изготовление игрушек из бумаги на основе конуса и усечённого конуса: «Звездочёт», «Собачка»
53-54 Изготовление игрушек из бумаги на основе конуса и усечённого конуса: «Мышка», «Лягушка»
55-56 Изготовление технической игрушки: тележка из картона.
57-58 Изготовление технической игрушки: тележка из картона.
59-60 Изготовление технической игрушки: тележка из картона.
61-62 Работа с наборами готовых пластмассовых деталей (склеивание моделей по чертежу, схеме)
63 Работа с наборами готовых пластмассовых деталей (склеивание моделей по чертежу, схеме)
64 Работа с наборами готовых пластмассовых деталей (склеивание моделей по чертежу, схеме)
65 Работа с наборами готовых пластмассовых деталей (склеивание моделей по чертежу, схеме)
                       Направление «Проект. Исследование», «Выставки», 5ч.
66-70 Творческие самостоятельные работы, проекты, исследования.

 

3 класс(70ч)

№ п\п Тема
Направление  «Введение», 1ч.
1 Организационное  занятие
             Направление  «Инструменты и материалы, техника безопасности», 2ч.
2-3 Обзор основных материалов, применяемых в производстве. Понятие о природных (естественных) и искусственных материалах.
                              Направление «Конструирование», «Творческие работы», 66ч.
4-9 Изготовление познавательных технических игр (лото и викторин): «Из какого материала это сделано?», «Чем обрабатывают этот материал?»
10-15 Изготовление макета «Наша улица» с деталями из спичечных коробков.
16-21 Изготовление упрощённой модели легкового автомобиля.
17-25 Изготовление макета: гараж.
26-31 Изготовление упрощённой модели самолёта.
32-36 Совершенствование графической грамоты (условные обозначения линий чертежа, диаметра, радиуса и др.) Понятие о работе конструкторов и конструкторских бюро.
37-42 Изготовление моделей технических изделий (по техническому рисунку) с попыткой самостоятельного планирования представляющих действий. Модель самолёта УТ-2.
43-47 Изготовление модели-аналогии: автомобиль «Жигули»
48-55 Изготовление моделей из деревянных деталей. Способы и приёмы соединения деталей. Рациональная последовательность операций по сборке моделей из готовых деталей. Приёмы сборки и склеивания моделей с щелевидными соединениями, в замок: «Домик».
56-62 Приёмы сборки и склеивания моделей с щелевидными соединениями, в замок: «Павлин», «Омар».
63-65 Приёмы сборки и склеивания моделей с щелевидными соединениями, в замок: «Легковой автомобиль» и др.
                               Направление «Проект. Исследование», «Выставки», 5ч.
66-70 Творческие самостоятельные работы, проекты, исследования.

 

4 класс

 

№ п\п Тема
Направление  «Введение»,1ч.
1-2 Организационное  занятие
     Направление  «Инструменты и материалы, техника безопасности», 3ч.
3-5 Основные ручные инструменты в сравнении  с аналогичными по назначению машинными: молоток – электрический молот; дрель – сверлильный станок; рубанок, ножовка, напильник, зубило – токарный, фрезерный, шлифовальный станки.
                             Направление «Конструирование», «Творческие работы», 64ч
6-8 Изготовление познавательных технических игр (лото, викторин): «Кто работает этими инструментами?», «Инструменты-близнецы», например, плоскогубцы, круглогубцы, клещи и др.
9-12 Изготовление театра «Волшебные пальцы»
13-16 Изготовление макета водонапорной башни или беседки
17-20 Изготовление модели плота с парусом из деревянных палочек, путём связывания деталей
21-25 Изготовление моделей из плотной бумаги: лодка с парусом и др.
26-30 Изготовление модели вертолёта МИ-4 (или любой модели по выбору учащихся)
31-34 Изготовление упрощённой модели грузовика

 

35-44 Техническое моделирование:

а) объемные автомодели;

б) объемные авиамодели;

в) объемные судомодели.

45-49 Изготовление модели автобуса типа «Икарус»
50-65 Разработка и изготовление различных макетов и моделей технических объектов и игрушек на основе манипулирования готовыми формами как планирование, проектирования предстоящих действий
                       Направление «Проект. Исследование», «Выставки», 5ч.
66-70 Творческие самостоятельные работы, проекты, исследования.

Содержание учебного предмета.

Содержание обучения по программе начального технического моделирования представлено направлениями: «Введение», «Инструменты и материалы, техника безопасности», «Материал — бумага», «Конструирование» (из геометрических фигур),

«Аппликация», «Оригами», «Техническое моделирование и конструирование», «Проект.Исследование», «Выставки».

Направление  «Введение».

Изготовлением моделей люди начали заниматься очень давно. Как свидетельствуют находки археологов, уже древние египтяне делали миниатюрные модели своих барок и пирамид. Предназначались эти модели в основном для культовых целей и для украшения дворцов. Постепенно люди заметили, что на уменьшенных копиях реальных машин и механизмов легко опробовать технические решения, пригодные и для больших конструкций. С тех пор моделирование стало неотъемлемой частью технического конструирования.

Уменьшенные копии кораблей, машин, военной и бытовой техники традиционно служат отличными игрушками. Начальное техническое моделирование — один из видов технического творчества – помогает проводить досуг с пользой для себя и окружающих, развивать фантазию и техническое мышление, овладевать трудовыми и творческими навыками.

Необходимо рассказать учащимся о разнообразных техниках в изготовлении моделей различных объектов, о назначении моделей (стендовые копии, скоростные, игрушки и др.), о проведении выставок и соревнований.

Для примера показать модели или фотографии различных моделей кораблей, самолётов, автомобилей (из бумаги и других материалов). Большой интерес у детей вызывают фото-  или видео- материалы соревнований моделистов-школьников. Развитию мотивации к занятию начальным техническим моделированием послужит рассказ о том, с развития каких навыков должен начинать юный моделист, чтобы достичь хороших результатов (умению создавать модели для участия в выставках и соревнованиях).

Цель: создать устойчивую мотивацию к занятию начальным техническим моделированием, познакомить с историей развития моделирования и современным моделированием.

Содержание: история и современное развитие техники; современное моделирование и технологии постройки моделей;

Форма занятий:

беседа о технике, её истории и современном развитии;

— рассказ об истории моделирования;

— рассказ о современном моделировании и технологиях постройки моделей с использованием фотографий;

— конкурс отгадывания загадок по теме «Техника»

Направление  «Инструменты и материалы, техника безопасности», Здоровье — один из главных парамет­ров жизни. Главная особенность здоровье сберегающего воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Его охрана и соблюдение безо­пасности должны иметь важное место на занятиях. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы — это те основы, которые помогают обеспечить бе­зопасность образовательного процесса. Для детей младшего школьного возраста много значит пример взрослых. Если они видят, что взрослые (родители, учителя) придерживаются режима труда и отдыха, занимаются спортом, искусством, то дети копируют их поведение, хотя ещё не совсем осознанно. Поэтому, с помощью разнообразных наглядных пособий, тематических бесед во время каждого занятия необходимо напоминать учащимся о правилах техники безопасности и санитарно-гигиенических нормах, и добиваться их выполнения.

Цель: познакомить с правилами техни­ки безопасности, основными санитарно-ги­гиеническими нормами, основными инст­рументами и материалами для работы с бумагой.

Содержание: инструменты и материа­лы, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигие­нические нормы.

Формы занятий:

демонстрация инструментов, необходимых для занятий, описание их назначения и правил ТБ при пользовании ими;

— рассказ о санитарно-гигиенических нормах и правилах поведения на занятиях в объединении «Начальное моделирование»;

Направление  «Материал — бумага».

Бумага — самый доступный и дешевый материал. Ее можно сгибать, рвать, мять… Бумага оживает в руках. Бумага легко обрабатывается, сохраняет форму, многие сорта достаточно прочны. Поэтому именно она наиболее подходит для обучения основам моделирования.

В связи с особенностями процесса изготовления бумаги и характеристиками сырья, из которого она производится, бумага обладает специфическими физическими свойствами, которые необходимо учитывать в процессе изготовления поделок.

Одной из разновидностей бумаги является картон. Он более прочен, чем обычная писчая бумага, лучше держит форму. Изделие из картона получается более надёжным, но обработка картона является более физически сложной (особенно для первоклассников).

Цель: практическим путем познакомить со свойствами бумаги. Познакомить с видами картона и способами его обработки. Показать его многофункциональ­ность.

Содержание: свойства бумаги и картона. История возникновения бумаги. Разница между бу­магой и картоном. Разнообразие бумаги, ее виды. Создание коллекции бумаги и офор­мление ее в творческой форме. Сходства и различия меж­ду различными видами картона. Способы обработки картона.

Формы занятий: беседа, рассказ об истории происхождения бумаги, ее фактуре и свойствах, практическая работа по исследованию механических свойств бумаги и картона.

       Направление «Конструирование» (из геомет­рических фигур).

Конструирование расширяет кругозор ребенка, способствует формированию твор­ческого отношения к окружающей жизни.

Дети определяют, как расположить фи­гуры (высоко, низко, в центре, слева, спра­ва). Зная геометрическую формы предме­тов, их названия, ребенок научится видеть геометрическую форму в окружающих предметах.

Цель: закрепить названия геометрических фигур, научить сравнивать, правильно комбинировать фигуры, классифицируя их по форме, размеру, цвету.

Содержание: простейшие геометричес­кие фигуры: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб. Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги, вырезания геомет­рических фигур из простого листа бумаги и по трафарету.

Формы занятий: практическая работа, беседа, игра и др.

Задания: конструирование простых предметов (фигур) из геометрических форм. Конструирование по заданию преподавателя (автомобиль, грузовик, ракета и др.)

       Направление «Аппликация».

В переводе с латинского языка аппли­кация означает «прикладывание». Это изоб­разительная техника, основанная на выре­зании, наложении деталей с помощью кле­ев. Аппликацией можно украсить памятные открытки, сувениры для своих друзей и близких, интерьер любого помещения можно оформить выставку, создать панно, орнамент или картину.

Для учащихся первых классов более сложные виды аппликации (полу-объёмная и др.), требующие большой аккуратность, можно только демонстрировать на примерах.

Цель: познакомить с разными видами аппликации, научить построению много­предметных композиций.

Содержание: рациональные способы работы с материалом. Технические при­емы, изобразительные средства и исполь­зуемые материалы в аппликации. Анализ образцов. Способы скрепления деталей, виды симметричного вырезания. Создание работ в технике «Мозаика». Виды аппли­кации (сюжетная, декоративная, полуобъ­емная).

Формы занятий: беседа, практическая работа — создание творческих работ на основе демонстрационного материала, практическая работа-игра «Подумай и наклей»(логическая аппликация), аппликация на схематические рисунки (аппликационное раскрашивание), выставка детских работ .

Задания: «Веселая гусеница», «Веселый хоровод» и «Волшебные бабочки» (симметрическое вырезание), «Яхта в море» (аппликационное раскрашивание с использованием геометрических фигур)», «Мальчик и девочка» (многослойная аппликация), «Мой дом» (геометрическая ап­пликация).

Направление «Оригами».

Оригами — древнейшее искусство скла­дывания бумаги, создание различных фи­гурок и декоративных вещей. Точный пе­ревод слова — «сложенная бумага». Дети могут легко сделать чудо своими руками — превратить обыкновенный бумажный лист в забавную фигурку.

По окончании изготовления «Лягушки» (классическая модель) проводятся соревнования на дальности прыжка. Для этого изготавливается поле для соревнований, отмечается линия старта. Ученики поочерёдно совершают прыжок «Лягушкой», место её приземления фиксируется на поле. По истечение трёх, попыток выявляется лидер (длина прыжка лягушки обычно не более 60 см).

Цель: Формировать интерес к искусст­ву оригами. Развивать пространственное воображение, творческие способности, па­мять, внимательность и аккуратность.

Содержание: понятие оригами, базовые формы оригами. Оригами с элементами аппликации. Условные знаки.

Формы занятий: практическая работа, рассказ, демонстрация иллюстраций, об­разцов, беседа, выставка работ, игры, со­ревнования, упражнения на размин­ку пальцев.

Задания: «Воздушный змей», «Золотые рыбки», «Тюльпан», «Шлем рыцаря», «Лис», «Собака», «Щенок», «Лягушка» и др.

Направление «Техническое моделирование и конструирование».

Техническое моделирование включает в себя создание бумажных или картонных моделей самолётов, кораблей, автомобилей, других технических объектов (светофоры, здания, мебель и др.).

Цель: научить выполнять объемные модели и полуплоскостные композиции на основе свойств бумаги и картона с использованием других материалов.

Содержание: развитие интереса к техническому моделированию, правильное использова­ние инструментов при обработке картона.

Формы занятий: беседа с демонстрацией, игры, выставка детских работ, практи­ческая работа, соревнования.

Задания: модели «Легковой автомобиль», «Грузовик», «Качели», «Самолёт», «Карусель», «Ладья», «Парусник», «Мебель для куклы»

     Направление «Творческие работы».

Коллективные творческие работы явля­ются, своего рода, отчетами о достигнутых результатах и в то же время происходит сплочение ребят в единый коллектив, все вместе являются соавторами творческих работ.

С помощью этого направления можно коррек­тировать работу всего курса. Конкурсы, викторины, соревнования помогут детям в игровой форме закрепить, отработать, по­казать свои знания в области бумажного мира, а преподавателю правильно постро­ить и скорректировать свою работу в даль­нейшем.

Цель: научить детей работать в коллек­тиве, адаптироваться в различных жизнен­ных ситуациях социума, воспитать чувство такта, умение слушать, уважать мнения дру­гих, развивать художественный вкус и твор­ческую фантазию, развивать речь ребенка.

Содержание: понятие «коллективная творческая работа». Правила работы кол­лективом. Выбор темы работ.

Формы занятий: практическая работа, игра.

Задания: учащимся предлагается изготовить коллективные работы («Дорожное движение», «Сражение», «Детская площадка» и др.) для участия в выставках технического творчества.

Направление «Проект. Исследование», «Выставки».

Исследовательская деятельность сопровождает образовательный процесс в течение всего года. Дети защищают проекты, ведя исследовательскую работу, кото­рая стимулируют их познавательный  и твор­ческий интерес к деятельности. Учащиеся сами выступают и в роли дизайнеров, и в роли инженеров, и в роли архитекторов, и в роли творцов даже в роли историков и археологов.

В это направление входит изготовление подарков, сувениров, моделей для друзей , родителей, для конкурсов. Эта работа очень сложна, особенно для первоклассников, но это хороший способ проявить свои умения.

Участие в выставках, защитах проектов стимулирует желание заниматься творчеством и выполнять модель более аккуратно, а также дает возможность сравнить стиль своего творчества с другими.

Цель: сформировать умение представлять свою работу, повысить самооценку ребенка, вос­питать доброжелательное отношение к окружающим.

Содержание: историческое происхож­дение моделей. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий при­кладного творчества, различия, сравне­ние.

Формы занятий: проведение  мероприятий, посещение выс­тавок прикладного творчества. Дети видят окружающее их творчество близко, знакомятся с ним, учат­ся быть чуткими и внимательными, пони­мают, что мир вокруг богат и разнообра­зен

Задания: написание проектов, исследовательских работ, изготовление выставочных работ.

Описание материально — технического  обеспечения образовательного процесса.

Литература для педагога:

  1. Яшнова О.,Успешность обучения и воспитания младших школьников // Воспитание школьников, № 8 2002
  2. Троицкая . И., Формирование саморегуляции у младших школьников // Воспитание школьников, № 6 2003
  3. Сергеева Н., Модель деятельности педагога по обеспечению эмоционального благополучия младших школьников // Воспитание школьников, № 4 2003
  4. Н.Сократов, О.Багирова, С.Маннакова, Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания детей // Воспитание школьников №9 2003 г.
  5. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. М.: Просвещение, 1990.- 191 с.
  6. Алексеевская Н. Волшебные ножни­цы. — М.: Лист. 1998.
  7. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
  8. Афонькин С, Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.
  9. Выгодский Л.С. Воображение и твор­чество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1999.
  10. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. -М.: Издательский дом МС, 2001.
  11. Горичева B.C., Филиппова ТВ. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
  12. Глушенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной ра­боте.— М.: Просвещение, 1985.
  13. Долженко Г.И. 100 поделок из бума­ги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
  14. Ильина ТВ. Мониторинг образова­тельных результатов в учреждении допол­нительного образования детей. — Ярос­лавль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ. 2002.
  15. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. — Ярославль: «Академия развития», 1997.
  16. Кобитина И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
  17. Коллекция идей. Журнал для нескуч­ной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.
  18. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кри­сталл», 2001.
  19. Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. — М.: «Просвещение».1978.
  20. Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Ап­пликация. — М.: ООО фирма «Издатель­ство ACT», 1998.
  21. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Акаде­мия развития», 2001.
  22. Хелен Блисс. Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Беловой Л.Ю. – Санкт-Петербургург: «Норинт», 2000.
  23. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей – Ярославль: «Академия развития», 1997.

Литература для учащихся:

  1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, — М.: Рольф  Аким. 1999.
  2. Васильева Л., Гангнус. Уроки. Уроки занимательного труда. – М.: Педагогика, 1987.
  3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  4. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «ИД КОН» — Лига Пресс» 2002.
  5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.
  6. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, — Ярославль Академия развития, 2001.
  7. Геронимус Г.М. 150 уроков труда. — Тула, 1996.
  8. Глушкова И. Сделай сам. Для мальчиков. — М., 1996г.
  9. Русакова М.А., Подарки и игрушки своими руками — М., 2000
  10. Столярова С.В. Я машину смастерю — папе с мамой подарю. Моделирование автомобилей из бумаги и картона. -Ярославль, 2000.
  11. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. — М., 1990.
  12. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. -Ярославль – 2004
  13. Интернет- ресурсы: